Первая часть лежит здесь.
Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах
Инженерный талант Готлиба Даймлера позволил получить должность управляющего в инжиниринговой компании Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe AG в 1869 г., расположенной в Карлсруэ. Шесть месяцев спустя он пригласил себе в помощники Майбаха. История повторилась в 1872 г., когда Даймлер возглавил конструкторский отдел в компании Deutz-AG-Gasmotorenfabrik, половинной долей которой владел никто иной как Николаус Отто (Nikolaus August Otto, 1832-1891), Майбах был принят в Deutz-AG чертёжником. Они проработали порядка десяти лет и разделили триумф Отто, когда в 1877 г. он получил патент на первый в мире четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. Стоит отметить, что без реализации некоторых технических решений, предложенных Майбахом, создание двигателя Отто вообще могло отложиться на неопределённый срок. Также известно, что Готлиб Даймлер мог часами спорить с Николаусом Отто о перспективах того или иного вида топлива, постепенно склоняясь в пользу бензина.
Из-за производственных разногласий Даймлер и Майбах покинули компанию Отто, первый был уволен в 1880, второй уволился в 1882. Они перехали в Штутгарт (Stuttgart) и приобрели коттедж, часть которого была переоборудована в мастерскую. Их целью стало создание компактного и производительного двигателя. Деятельность изобретателей была настолько необычна, что соседи, напуганные странными звуками, в конце-концов даже вызвали полицию, которая естественно ничего предосудительного не нашла. В начале 1885 года они создали свой первый двигатель объёмом 0.2 литра, мощностью 0.5 л.с. и выдающимися 600 оборотами в минуту (до того пределом было 180-200 об./мин.), а уже 3 апреля Даймлер получил патент 43926 на улучшенную версию мотора, выдававшую целую 1 л.с. при 650 об./мин, прозванную создателями Standuhr - “дедушкины часы” - за определённое сходство с маятниковыми часами. Для системы питания ими был разработан карбюратор, для зажигания - трубка-воспламенитель (патент 28022). В ноябре того же года они установили двигатель Standuhr на деревянную, велосипедоподобную конструкцию, получившую название Daimler Reitwagen, которую испытывал Майбах, проехав на первом мотоцикле без малого 3 км.
Реплика модели Daimler Reitwagen в современном музее истории Mercedes-Benz |
Первым коммерческим успехом Даймлера и Майбаха стал, как ни странно, выпуск моторных лодок, производство которых было налажено уже в 1885 г. Дела шли настолько хорошо, что в 1887 г. Даймлер приобрёл новые площади (2.9 тыс. квадратных метров) в районе Бед Каннштадтт (Bed Cannstatt, Штутгард) и нанял двадцать пять человек персонала. На следующий год неутомимые немецкие инженеры установили двигатель с лопастями на корзину воздушного шара, создав задел и предпосылки для появления дирижаблестроения. Объёмы производства росли, у Даймлера с Майбахом появилось время на опыты с самоходными экипажами. К осени 1889 г. они официально представили свой первый полноценный автомобиль на Экспо-выставке в Париже. Правда первая продажа автомобиля Даймлера состоялась только в 1892 г.
Первый автомобиль Даймлера и Майбаха. За рулём В. Майбах, 1889 г. |
Новые инвесторы были озабочены рентабельностью и не стремились рисковать, вкладывая средства в разработку сомнительных технических новинок. В феврале 1891 г. в ходе возникших разногласий Вильгельм Майбах покинул компанию, а два года спустя под нажимом Уильяма Лоренца был вынужден уйти и Готлиб Даймлер, причём под угрозой банкротства DMG ему пришлось оставить компании все права на полученные за последние 30 лет патенты, правда получив 66 тыс. марок отступных (полная стоимость компании оценивалась на тот момент в 400 тыс. марок).
Имея на руках приличные деньги, а за плечами - не имеющий аналогов опыт в конструировании двигателей и механизмов, Даймлер, его сын Пол (Paul Daimler, 1869-1945) и, конечно же, Майбах начали разработку нового силового агрегата. К весне 1894 г. ими был построен 8-сильный четырёхцилиндровый двигатель, объёмом 4.9 л, получивший название "Феникс" (Phoenix). Новый двигатель был настолько производителен и эффективен, что им заинтересовался британский предприниматель Фредерик Симмс (Frederick Richard Simms, 1863-1944), который ещё до конца года приобрёл права на его производство (а также права на использование бренда Daimler в Великобритании) за впечатляющие 350 тыс. марок. Впоследствии компания Симмса выпускала автомобили под маркой Daimler, пока не вошла в состав Jaguar. Также стоит упомянуть, что автомобиль Peugeot, оснащённый двигателем Phoenix, выиграл первую в истории автомобильную гонку Париж-Руан 1894 - ту самую, в которой участвовал и автомобиль Карла Бенца.
Модель Daimler-Phoenix, за рулём Э. Еллинек, 1899 г. |
Грузовик DMG Wagon с двигателем "Феникс" 1896 г.в. |
Эмиль Еллинек. Дипломат, бизнесмен, Mercedes |
Адриана "Мерседес" Еллинек в 10 лет |
Mercedes 35 HP, весна 1901 г. |
Один из первых логотипов Mercedes |
Рост заказов и востребованности продукции требовал значительных шагов и вложений, однако и разного рода бедствия случались в истории компании. Ночью 10 июня 1903 г. пожар полностью уничтожил фабрику, 93 готовых автомобиля, что составляло четверть годового объёма выпуска, и небольшой музей с первыми опытными образцами, включая мотоцикл Reitwagen. Ущерб был колоссален, но не погубил саму компанию. Производство было перемещено в район Унтертюркхайм (Untertürkheim), где с августа 1900 г. собирались двигатели. Для расширения и укрепления позиций бизнеса в июне 1902 г. в Берлине был открыт филиал DMG, компания Berlin AG, получившая все права на использование лицензий и патентов DMG. Три последующих года Berlin AG занималась выпуском морских двигателей и моторных лодок, с 1905 г. налажено производство грузовиков и автобусов.
Майбах возглавлял конструкторское бюро компании до 1907 г. За это время он разработал и создал - помимо прочих малозначительных конструкторских свершений - 6-цилиндровый двигатель мощностью 70 л.с и авиационный 120-сильный мотор с верхним расположением впускных и выпускных клапанов и двойным распредвалом. С 1908 г. он работал над двигателями для Цеппелинов, потом, с 1922 года, привлёк инвесторов из Голландии и начал стоить роскошные автомобили премиум-класса. Умер Вильгельм Майбах 29 декабря 1929 года. Интересен факт, что этот человек, стоявший у самих истоков автомобилестроения, роль которого трудно переоценить с точки зрения развития отрасли, никогда не имел собственного автомобиля и перемещался преимущественно на трамвае.
Эмиль Еллинек-Мерседес до 1909 года делал очень неплохие деньги на дистрибуции автомобилей Mercedes, но постепенно растерял интерес к своему детищу, по причине невысокой надёжности моделей и завышенных требований представителей аристократических кругов. Представителей технического отдела DMG он за глаза частенько называл "эти ослы" (those donkeys). Возраст и политическая карьера пригасили опасное увлечение автоспортом, Еллинек продал автомобильный бизнес, купил несколько казино в Монте Карло и успешно работал дипломатом.
После ухода Майбаха в 1907 г. пост главного конструктора DMG занял Пол Даймлер, оказавшийся на передовой развития автомобильного дизайна и формирования концепций автомобилестроения. Под его руководством была завершена разработка первого полноприводного автомобиля Daimler, модели Dernburg-Wagen.
Шестиместный полноприводный Dernburg-Wagen, 1907 г. |
Двигатель Mercedes DIII на самолёте Fokker D.VII |
Mercedes 6/40/65 Hp 1.5 Kompressormotor (65 л.с.), 1922 г. |
-------------------------------------------------
Внимание! Все права на публикацию принадлежат ООО "Мега". Перепечатка, перепост, частичное копирование текста без письменного согласия автора категорически запрещены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий